Изучаем со вторым классом на практике, как считать с помощью абака, а также использовать узелковую письменность для записи важных данных.
Проблематика урока: вы - взрослый неграмотный человек, вам необходимо выжить в жестоком древнем мире, как вы будете считать во время торговли большие числа, как вы будете запоминать эти данные?
Как считать при помощи камушков, дети сообразили быстро - в памяти ещё свежи уроки математики со счётными палочками, также довольно быстро ребята поняли, как переходить от единиц к десяткам, сотням и тысячам (даже показали, как на абаке выложить год своего рождения).
С узелковой письменностью всё гораздо сложнее. Оказалось, больше половины класса плохо завязывают узелки, либо не умеют вязать узлы совсем. Так что на метапредметном уровне занятие воспитывает такие моменты, как самообслуживание, завязывание шнурков на обуви и одежде.
Итак, как в итоге решили записывать данные? Конечно же, при помощи узелков и привязывания к ниточке-основанию различных объектов. Если взрослый считал животных, то привязывал к верёвке клок шерсти этих животных и завязывал узелки по количеству голов в стаде. Если вёз пшеницу, то привязывал колосок и завязывал узелки по количеству телег, например. Ребята же решили, что им нужно сосчитать одноклассников, для этого взяли друг у друга разноцветные ниточки и привязали к своей нитке-основанию.
Этот урок можно отнести и к ролевой игре - геймификации, и к сторителлингу, когда ребятам выдаются факты, которые необходимо сопоставить и затем самим рассказать историю.
Результат "переписи" второклассников |
Понадобится:
нитки разных цветов (не швейные, лучше мулине или для вязания).
Поиск клада
Предложите ребенку поиграть в кладоискателей, но вместо классической карты сокровищ используйте узелковое письмо кипу. Все отступления от привычных сюжетов и нововведения всегда привлекают внимание ребенка, поэтому его будет легко заинтересовать.
Спрячьте в доме или во дворе какое-то «сокровище» и сами составьте послание и ключ к расшифровке. Здесь неважно соответствие реальным значениям цвета, вы можете придумать их сами.
Пример послания и ключа
Зеленый – дерево
Синий – скамейка
Черный – земля
Количество узелков – числа
На зеленой нитке завяжите 2 узелка, на синей – 1, черную оставьте пустой.
Расшифровка кипу:
между 2 деревьями под скамейкой в земле – местоположение вашего клада.
Вы можете придумать собственный шифр отталкиваясь от места, где будет проходить игра (дом, квартира, двор, парк).
Археологическое расследование
Добавьте немного волшебства и загадок в ваше времяпрепровождение с ребенком. Скажите, что нашли во дворе старую коробку с древним посланием. Сообщите, что слышали о таком шифре и знаете, как его разгадать. Подготовьте небольшой свиток с ключами и мешочек с кипу. Предложите малышу расшифровать письмена инков.
Пример послания и ключа
Белый – человек
Коричневый – дом
Зеленый – лес
Красный – рассвет
Черный – охота
Желтый – вечер
Синий – танцы
Оранжевый – костер
На белой нитке завяжите 3 узла, на коричневой – 1, не зеленой – 0, на красной – 2, на черной, желтой, синей – 0, на оранжевой – 1.
Расшифровка:
3 человека живут в одном доме в лесу. Каждый 2-ой рассвет они ходят на охоту, а вечером танцуют у костра.
Мелкая моторика полезна в любом возрасте =)
ОтветитьУдалитьВсецело поддерживаю! :)
Удалить