Научить учиться.
Ученик умственно воспитывается лишь тогда,
когда его окружает атмосфера многогранных
интеллектуальных интересов и запросов,
когда его общение с людьми, окружающими его,
проникнуто пытливой мыслью, поисками.
В.А. Сухомлинский.
В современном образовании часто встречается понятие "метапредметный подход". Что же это такое и с чем его едят?
Во-первых, приставка "мета-", как мы можем узнать из энциклопедии, означает абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение. В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через», «между». То есть, если подумать, приставка "мета-" изменяет свойства предметного подхода, традиционной формы обучения. И это действительно абсолютно новый инструмент для педагога, которым необходимо умело воспользоваться в реалиях современности.
Во-вторых, метапредметный подход позволяет учителю сменить тактику общения с учеником, позволяет больше времени уделить тому, чтобы научить анализировать, исследовать, изучать и так далее - чтобы научить учиться.
В-третьих, метапредметность - это выход за рамки узкой направленности каждого урока. Это уникальная возможность заставить учеников думать, ставить перед собой цели, добиваться этих целей - тут очень важно каждому учащемуся почувствовать себя успешным (а как иначе?), каждому принять активное участие в уроке. Нет больше парты-"Камчатки" или скучающих мальчишек и девчонок, пытающихся запустить самолётик. Теперь перед ребятами стоят задачи, над которыми они могут и хотят думать, которые они хотят и готовы решать, учитель не только наставник, но и друг, педагог - ведущий ученика в мир метазнаний, в мир, где маленький человечек, ориентируясь только на "метапредметы", готов будет разобраться во всём сам.
Каковы достоинства метапредметного подхода?
В первую очередь нужно отметить важную особенность метапредметного подхода - осознанность предмета, то, что учит человека думать. Учит ребёнка допытываться до необходимых ему знаний, причём не только на одном конкретном уроке - это можно делать на любом (на каждом!) уроке любого предмета и вне его. Именно метапредметный подход в педагогической деятельности позволяет воспитать в ученике жажду знаний, необходимую в современном обществе.
Также метапредметный подход является универсальным средством для обучения работы с метазнаниями - если ученик умеет не только обращаться с полученной информацией, но и самостоятельно её искать, получать, анализировать, то у него не возникнет проблем с изучением чего-либо нового в будущем.
Помимо этого, в процессе обучения школьники будут учиться работать в коллективе, в разных группах, в парах - всё это способствует развитию коммуникативных способностей, толерантному отношению друг к другу, к самостоятельности, умению отстаивать свою позицию и умению слушать и слышать других ребят.
Помимо этого, в процессе обучения школьники будут учиться работать в коллективе, в разных группах, в парах - всё это способствует развитию коммуникативных способностей, толерантному отношению друг к другу, к самостоятельности, умению отстаивать свою позицию и умению слушать и слышать других ребят.
Минусами же данного подхода могут являться:
- Несоответствие соотношения "объём учебного материала"- "количество времени на урок". Да, бывает и такое, что учащиеся не способны быстро додуматься, что же происходит и что вообще хочет учитель, при этом в новом стандарте получается, что за полчаса урока необходимо донести материал, который не всегда удаётся уложить в стандартные 45 минут. То есть приходится урезать материал, изучение получается поверхностным.
- Не всегда есть возможность осуществления индивидуального подхода в таком формате обучения, в групповой и парной работе всегда определится лидер и ведомый,
- Сложности с переходом от традиционной формы обучения к новой, по ФГОС, которые встают перед преподавателями (особенно перед теми, кто далёк от современных коммуникаций), тут необходимо больше времени и внимания уделить к повышению квалификации и подготовке педагогических кадров.
- Несоответствие соотношения "объём учебного материала"- "количество времени на урок". Да, бывает и такое, что учащиеся не способны быстро додуматься, что же происходит и что вообще хочет учитель, при этом в новом стандарте получается, что за полчаса урока необходимо донести материал, который не всегда удаётся уложить в стандартные 45 минут. То есть приходится урезать материал, изучение получается поверхностным.
- Не всегда есть возможность осуществления индивидуального подхода в таком формате обучения, в групповой и парной работе всегда определится лидер и ведомый,
- Сложности с переходом от традиционной формы обучения к новой, по ФГОС, которые встают перед преподавателями (особенно перед теми, кто далёк от современных коммуникаций), тут необходимо больше времени и внимания уделить к повышению квалификации и подготовке педагогических кадров.
Каким образом можно использовать метапредметный подход в педагогической деятельности?
Учитель теперь не выполняет роль "вещателя", он плавно подталкивает ребят к тем или иным выводам, предварительно поставив проблему, предложив продумать тему исследования, проекта, либо просто цель урока, а затем уже подведя к необходимости продумывания стратегии, тактики в учебной деятельности. И всё это - основные методы и средства в уроках информатики, направленных в первую очередь на формирование информационной культуры школьников в условиях современности. Причём на уроках информатики, как на универсальном уроке, посвящённом изучению информационных процессов и коммуникационных технологий, мы можем решать проблемы в совершенно различных сферах - и гуманитарных, и естественных циклов, то есть в метапредметность включить и межпредметность. Для ученика в разы интереснее решать актуальные для него проблемы, современные дети, воспитываемые и обучаемые по системе ФГОС, не готовы к ленивому выслушиванию лекций, они готовы творить. И именно это в них нужно развивать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий