пятница, 17 апреля 2020 г.

Эссе на региональный конкурс "Учитель года 2020".


Макошина Нина Владимировна, учитель математики и информатики МОУ «Шумиловская СОШ» Приозерского района.
Урок моей мечты.
         До перехода на дистанционное обучение я не так часто задумывалась о том, какой урок был бы идеальным, был бы уроком мечты. Но, объясняя, как находить среднее арифметическое пятиклассникам, рассказывая о текстовых редакторах или языках программирования старшеклассникам, понимаю, что это не совсем тот урок, который можно назвать уроком мечты…

Что такое мечта? Это предмет желаний, стремлений. А что такое урок?         Урок – это живой организм. И во время урока нужно живое общение, каждый учитель хочет увидеть горящие глаза своих учеников, хочет услышать живое обсуждение проблематики урока, хочет помочь и подсказать, ласково направить запутавшихся ребят в нужное русло. Сейчас, во время работы в дистанционном формате, мы лишены возможности такого живого общения, ведь, к сожалению, у многих ребят в нашей школе слабый Интернет и не очень хорошие гаджеты. Но как же мои пятиклассники и шестиклассники радуются, услышав знакомый голос учителя в онлайн-трансляции! Какие слова они пишут в комментариях: «Наконец-то математика/информатика!», «Мы так рады вас слышать!», «Мы так соскучились!». И я стараюсь восполнить это живое общение, задавая вопросы каждому, поддерживая ребят в личных сообщениях и в общих обсуждениях. Пусть это занимает много времени, главное, что мои ученики, чувствуя поддержку своего учителя, смогут свернуть горы, если те окажутся у них на пути.
         Урок – это постановка целей и их достижение. Пусть не всегда это учебные цели, иной раз и на уроке математики, и на уроке информатики нужно просто уметь быть хорошим человеком. Я учу ребят быть смелее, когда они сомневаются в своих ответах: «Ответить и ошибиться не страшно, ошибку можно исправить, для этого мы и учимся. Страшно знать правильное решение и промолчать». Поэтому на моих уроках все ребята очень активны, каждый хочет ответить. Я учу ребят быть добрее и самостоятельнее. Учу их быть человечнее друг к другу. Не обманывать, списывая, например, домашние задания, а объяснять друг другу то, что одноклассник не понял. Учу ребят быть дружнее и адекватно воспринимать критику – тут у нас тоже уже большой прогресс. В начале пути мои шестиклассники были почему-то уверены, что оценка их деятельности зависит от того, фаворит ли этот ученик или нет: «Вы меня не любите, а ей пять, потому что она в любимчиках!» Мне удалось донести до ребят главную мысль: «К каждому из вас я отношусь хорошо. Я оцениваю вашу конкретную работу и исправляю ваши ошибки». Сейчас все свои работы ученики рассматривают именно с этой точки зрения, и меня это радует. Но не только дети учатся чему-то новому. Иногда я учусь новому и достигаю своих «человеческих» целей на уроке: это и испытания на прочность, и анализ проведённой работы, и синтез для работы над ошибками. Каждый имеет право ошибиться, главное быть готовым всё исправить. Этого принципа мы и придерживаемся с ребятами. Бывает такое, что и я извиняюсь за неверные решения. Самое прекрасное в современных детях – они всепрощающие. Они не будут попрекать исправленной ошибкой, не будут вспоминать её недели спустя. Они готовы идти вперёд и только вперёд, к новым вершинам и новым знаниям.
         Урок – это разнообразие. Все мы разные, каждому ученику нужен индивидуальный подход. Поэтому и задания я стараюсь создавать в разном формате и в разных вариациях. Есть и рабочие листы, и чек-листы, и интерактивные игры, и онлайн-общение, и олимпиады, и проекты, и практические работы, и конкурсы. Одна коллега как-то произнесла: «Никогда не знаешь, кто из детей «выстрелит». Дай каждому возможность поучаствовать». Конечно, для меня это не было новостью, но всё же именно эти слова я произношу, предлагая ребятам поучаствовать в конкурсах и олимпиадах. Даю возможность попробовать свои силы каждому желающему. Поэтому на муниципальном уровне мои ученики часто занимают призовые места, вот почему «шумит» наша «Шумиловская СОШ» на весь район. В хорошем смысле этого слова. Конкурсы и олимпиады - это, как правило, для детей, которых педагоги обычно называют одарёнными. Что же делать остальным детям? Что касается этого проблемного вопроса, то я считаю, что каждый ребёнок может быть одарён. Пусть он не будет знать математику, но зато будет отлично рисовать. Пусть он не разбирается в компьютерной технике, но зато пишет прекрасные стихи. Пусть он будет тем, кем является. Пусть развивает свои таланты. А моя задача – научить его, поддержать, сделать уроки интересными, нескучными, показать, что его талант может проявиться в любой сфере, стоит лишь захотеть и потрудиться.
         Урок – это продукт. Это наши мозговые штурмы, это решённые задачи, это выполненная практическая работа, это инфографики на заданную тему, это проект из подручных материалов. Возможно, продукт не будет осязаемым, но с каждого урока и учитель, и ученик, должен для себя взять что-то новое и полезное. Все наши записи в тетрадь, все работы за компьютером и в телефоне, все проекты – это результат труда и усилий мозговой деятельности. Пока пятиклассники не очень хорошо понимают необходимость в этом продукте, но старшеклассники и выпускники часто подходят ко мне и благодарят: «Спасибо, Нина Владимировна, что тогда научили нас работать с текстом/программировать/рисовать в графическом редакторе/искать новую информацию! Это так помогло нам!» И эти их благодарности уже будут являться моим продуктом урока. Их знания и умения, возможность применять эти знания и умения на практике в своей повседневной жизни.
Урок мечты – это мой обычный урок в школе. С моими такими дорогими сердцу детьми. Это живой урок, разный, наполненный неравнодушием, заинтересованностью детей, комфортный для учителя и для ребят, иногда это урок, который идёт не по плану, но который всё равно приводит к достижению цели и результатам деятельности. Но при всём при этом я готова саморазвиваться, стремиться к лучшим результатам. На мой взгляд, в этом и есть смысл профессии Учитель.
А закончить своё эссе я хочу небольшим стихотворением собственного сочинения:
С чего урок мечты начнётся?
С того, что кто-то улыбнётся,
Со слов «Я рада видеть вас!»,
С того, что вас поддержит класс.
К уроку этому стремиться,
Учитель, точно должен ты.
Когда научатся учиться,
Ты станешь «Педагог мечты»!


2 комментария: