среда, 1 апреля 2020 г.

Задание "Портрет учителя-мастера в интерьере его педагогического опыта"


Прочитайте статью И. П. Подласого «Завидная должность под солнцем» и ответьте на вопросы:
1.     Как вы думаете, почему И.П. Подласый так назвал эту статью?
2.     Охарактеризуйте «плюсы» и «минусы» учительской профессии.
3.     Как вы думаете, каково предназначение учителя?
4.     Дайте характеристику «успешному» учителю и учителю «неудачнику».
            Прочитав статью Ивана Павловича Подласого «Завидная должность под солнцем», сразу понимаешь, что Учитель (да, именно так, с большой буквы) – это звучит гордо. Почему Иван Павлович так назвал свою статью? Название является отсылкой к трудам великого чешского педагога по имени Ян Амос Коменский, который писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Коменский трактовал профессию Учитель, как превосходную, не имеющую аналогов, несравнимую и несравненную. Учитель в трудах Я.А.Коменского сравнивается с садовником, что с любовью и усердием взращивает растения в своём саду; с архитектором, заботливо и скрупулезно застраивающим знаниями все уголки человеческой сущности; со скульптором, что тщательно обтёсывает и шлифует умы людей. И, если так вдуматься, наша профессия действительно замечательная. У каждого человека есть мама и есть учитель. Каждого из нас когда-то за руку в мир знаний привёл педагог, каждого из нас поманила неизвестность и возможность её исследовать, знания, расширяющие область незнания, все мы прошли (и продолжаем идти!) по дороге учения, которое является светом. Светом во тьме невежества, которое мы с вами, дорогие коллеги, усиленно искореняем.
            Каковы «плюсы» и «минусы» учительской профессии? Я начну, пожалуй, с минусов, потому что тогда закончу этот абзац на хорошей ноте – на плюсах. Конечно, как и в любой другой профессии, есть в учительской стезе свои отрицательные стороны. Это нерадивые ученики (но, заметьте, ребят можно наставлять на верный путь, в итоге они всё равно смогут выучиться и закончить школу, а затем устроиться в жизни), это непонимающие родители (тут, конечно, сложнее, но ведь родители – они как дети. К каждому можно найти подход). Есть минусы и в бюрократическом плане – целые стопки разных отчётов, бумажная волокита даже в наш век электронных технологий (однако, если грамотно спланировать свою работу, то останется лишь ощущение продуктивности на рабочем месте). Нервные стрессы – все мы люди, а человеческие эмоции движутся, как ни странно, по синусоиде: иногда настроение растёт, поднимается, а иногда падает вниз. А затем вновь поднимается, вы улыбаетесь и радуетесь новому дню. И вновь падает – какие-то неурядицы, в автобусе на ногу наступили, дети плохо написали контрольную работу. Но все эти проблемы решаемы. Минус на минус даёт плюс, вот и все минусы профессии можно обратить в плюсы, замечаете? Но и плюсы есть в учительском деле, и немало! Самое приятное – благодарные ученики и родители. Как чудесно приходить на работу и тут же оказываться окружённым толпой ребятишек, которые прибежали обниматься с возгласами «наконец-то вы пришли!» Как радостно видеть улыбки на повзрослевших лицах выпускников! Как бесконечно приятно получать слова поддержки и такие простые, но искренние их впечатления! Это стоит бесконечно многого. Ещё один плюс – поддержка коллег и администрации. В трудной ситуации только попроси, и тебе протянут не одну руку помощи, а десятки рук. Отношения с коллективом нужно суметь настроить, важно, как вы сами относитесь к другим людям, иначе не получится. Очередной плюс – быть учителем не скучно! Каждый день проходит по-разному. Нет в этой профессии рутины. Самое главное – в любой сложившейся ситуации оставаться человеком.
            Каково же предназначение учителя? Я в этом вопросе поддерживаю классиков – Учитель должен быть наставником, другом, передающим знания и опыт всего человечества. По ФГОС мы каждый урок учим детей ставить перед собой цели и достигать их. В рабочих программах мы расписываем планируемые результаты и в конце года отмечаем, удалось ли достичь этих результатов? А профессию педагога не удастся прорефлексировать так просто. Цель – научить учиться, провести ребёнка сквозь обитель незнания в страну Знаний, сделать всех Незнаек – Знайками… И как узнать, получилось ли? Ведь результаты деятельности педагога не видны сразу, не получится отследить и стопроцентный результат, есть ведь ещё окружение, семья, друзья, СМИ. Иной раз сидишь и думаешь, что это всё «Сизифов труд». И знаете, в чём всё же видит своё предназначение учитель в моём лице? В том, что несмотря ни на что, ни на какие минусы и неизвестные зачастую результаты деятельности, я всё равно буду учить детей так, как будто только от меня зависит, станут ли они Человеком с большой буквы, или нет. Своим примером, интересными уроками, активной жизненной позицией, чувством юмора, всей своей сущностью я буду к этому стремиться. Потому что результат даже с маленькой долей вероятности стоит этих трудов.
            Дать характеристику «успешному» учителю легче, при этом охарактеризовать учителя «неудачника» мне было бы сложно. Меня обучали и обучают настоящие профессионалы своего дела, коллеги в разных школах тоже мастера и специалисты. Полагаю, что учитель «неудачник» в реалиях школы просто не сможет работать, он сменит профессию на ту, которая ему просто больше подходит (возвращаемся к мнению Ивана Павловича о том, что трудолюбивый педагог – хороший педагог, но и предрасположенность к педагогике у некоторых людей тоже есть). Из всего вышесказанного сделаем вывод, что, гипотетически, учитель-неудачник – это ленивый учитель. «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь!». Успешный же учитель любознателен, трудолюбив, разносторонне развит, имеет своё мнение, но не навязывает его другим. Доступно объясняет информацию по своему предмету детям разных возрастов, да и взрослым тоже. Готов принимать и развивать новые веяния в педагогике и в современном мире. Адекватный, тактичный, увлечённый каким-нибудь хобби. Очень важная черта – справедливость. Разумность. Способный находить компромиссы. Стрессоустойчивый. Действительно, быть успешным учителем вовсе не сложно. Потому что, если вы читаете этот текст, и читаете его до конца, вы уже изумительны. Вы уже готовы учить учиться. Спасибо за внимание.

С уважением, Макошина Нина Владимировна.



Комментариев нет:

Отправить комментарий